Вещественные числа
Прежде чем говорить о форматах вещественных числе, используемых сопроцессором, вспомним о числах с плавающей точкой, встречающихся в научных расчетах.
В общем виде эти числа можно записать следующим образом:
(знак)(мантисса)*10(знак)(порядок)
Например: -1.35*105
Здесь знак - это минус, мантисса - 1.35, порядок - 5. Порядок тоже может иметь знак. В этом представлении чисел для вас вряд ли есть что либо новое. Вспомним также такое понятие, как норамализованное представление чисел:
если целая часть мантиссы числа состоит из одной, не равной нулю, цифры, то число с плавающей точкой называется нормализованным.
В чем преимущества использования нормализованных чисел? В том, что для фиксированной разрядной сетки числа (т.е. для фиксированного количества цифр в числе) нормализованные числа имеют наибольшую точность. Кроме того, нормализованное представление исключает неоднозначность - каждое число с плавающей точкой может быть представлено различными (ненормализованными) способами:
123.5678*105 = 12.35678*106 = 1.235678*107 = 0.1235678*108
Для тех, кто программировал на языках высокого уровня, знакомо следующее представление чисел с плавающей точкой:
(знак)(мантисса)E(знак)(порядок)
Например, -5.35E-2 означает число -5.35*10-2. Такое представление называется научной нотацией.
Сопроцессор 8087/80287/80387 может работать с вещественными числами в трех форматах:
одинарной точности;
двойной точности;
расширенной точности.
Эти числа занимают в памяти, соответственно, 4, 8 или 10 байтов:
Одинарная точность
1 бит 8 бит 23 бита ---T-------T--------------------¬ ¦Зн¦Порядок¦ Мантисса ¦ L--+-------+---------------------
Двойная точность 1 бит 11 бит 52 бита ---T---------T--------------------------------¬ ¦Зн¦ Порядок ¦ Мантисса ¦ L--+---------+---------------------------------
Расширенная точность 1 бит 15 бит 64 бита ---T-------------T------------------------------------¬ ¦Зн¦ Порядок ¦ Мантисса ¦ L--+-------------+-------------------------------------
В любом представлении старший бит "Зн" определяет знак вещественного числа:
0 - положительное число;
1 - отрицательное число.
Все равные по абсолютному значению положительные и отрицательные числа отличаются только этим битом. В остальном числа с разным знаком полностью симметричны. Для представления отрицательных чисел здесь не используется дополнительный код, как это сделано в центральном процессоре.
Арифметический сопроцессор работает с нормализованными числами, поэтому поле мантиссы содержит мантиссу нормализованного числа.
Так как здесь используется двоичное представление чисел, сформулируем определение нормализованного числа для двоичного представления:
если целая часть мантисса числа в двоичном представлении равна 1, то число с плавающей точкой называется нормализованным.
Так как для нормализованного двоичного числа целая часть всегда равна единице, то эту единицу можно не хранить. Именно так и поступили разработчики арифметического сопроцессора - в форматах одинарной и двойной точности целая часть мантиссы не хранится. Таким образом экономится один бит памяти.
Для наглядности представим мантиссу числа в следующей форме:
n.nnnnnnnnnn...n
Здесь символом n обозначается либо 0, либо 1. Нормализованные числа в самой левой позиции содержат 1, поэтому их можно изобразить еще и в таком виде:
1.nnnnnnnnnn...n
Представление с расширенной точностью используется сопроцессором для выполнения всех операций. И даже более - все операции с числами сопроцессор выполняет над числами только в формате с расширенной точностью. В этом формате хранится и "лишний" бит целой части нормализованного числа.
Основная причина использования для вычислений расширенной точности - предохранение программы от возможной потери точности вычислений, связанной с большими различиями в порядках чисел, участвующих в арифметических операциях.
Поле порядка - это степень числа 2, на которую умножается мантисса, плюс смещение, равное 127 для одинарной точности, 1023 - для двойной точности и 16383 - для расширенной точности.
Для того, чтобы определить абсолютное значение числа с плавающей точкой, можно воспользоваться следующими формулами:
одинарная точность: 1.(цифры мантиссы)*2(P-127)
двойная точность: 1.(цифры мантиссы)*2(P-1023)
расширенная точность: 1.(цифры мантиссы)*2(P-16383)
Знак числа, как мы уже говорили, определяется старшим битом.
Приведем конкретный пример. Пусть мы имеем число с одинарной точностью, которое в двоичном виде выглядит следующим образом:
1 01111110 11000000000000000000000
Для этого числа знаковый бит равен 1 (отрицательное число), порядок равен 126, мантисса - 11 (в двоичной системе счисления).
Значение этого числа равно:
1.11 * 2(126-127) = -1.75 * 2-1 = -0,875
Рассмотрим теперь различные особые случаи представления вещественных чисел.
Нуль - это такое число, у которого порядок и мантисса равны нулю. Нуль может иметь положительный или отрицательный знаки, которые игнорируются в операциях сравнения. Таким образом, имеется два нуля - положительный и отрицательный.
Наименьшее положительное число - это число, которое имеет нулевой знаковый бит, значение порядка, равное 1, и значение мантиссы, равное нулю. В зависимости от представления наименьшее положительное число имеет следующие значения: 1,17*10-38 (одинарная точность), 2.23*10-308 (двойная точность), 3.37*10-4932 (расширенная точность).
Наибольшее отрицательное число - полностью совпадает с наименьшим положительным числом, но имеет бит знака, установленный в 1.
Наибольшее положительное число -это число, которое имеет нулевой знаковый бит, поле порядка, в котором все биты кроме самого младшего, равны 1, и содержит единицы во всех разрядах мантиссы. В зависимости от представления наибольшее положительное число имеет следующие значения: 3.37*1038 (одинарная точность), 1.67*10308 (двойная точность), 1.2*104932 (расширенная точность).
Наименьшее отрицательное число - полностью совпадает с наибольшим положительным числом, но имеет бит знака, установленный в 1.
Положительная и отрицательная бесконечность - это число содержит все единицы в поле порядка и все нули в поле мантиссы. В зависимости от состояния знакового бита может быть положительная и отрицательная бесконечности. Бесконечность может получиться, например, как результат деления конечного числа на нуль.
Нечисло - содержит все единицы в поле порядка и любое значение в поле мантиссы. Нечисло может возникнуть в результате выполнения неправильной операции при замаскированных особых случаях (ошибкам при работе с сопроцессоре будет посвящен отдельный раздел этой главы).
Неопределенность - содержит в поле порядка все единицы, а в поле мантиссы - число 1000..0 (для одинарной и двойной точности) или 11000..0 (для расширенной точности, так как в этом формате хранится старший бит мантиссы).
Для большей наглядности сведем все возможные представления вещественных чисел в таблицу:
Положительный нуль --T---------T------------------¬ ¦0¦ 0...0 ¦ 0...0 ¦ L-+---------+-------------------
Отрицательный нуль --T---------T------------------¬ ¦1¦ 0...0 ¦ 0...0 ¦ L-+---------+-------------------
Наименьшее положительное число --T---------T------------------¬ ¦0¦ 0...01 ¦ 0...0 ¦ L-+---------+-------------------
Наибольшее отрицательное число --T---------T------------------¬ ¦1¦ 0...01 ¦ 0...0 ¦ L-+---------+-------------------
Наибольшее положительное число --T---------T------------------¬ ¦0¦ 11...10 ¦ 1...1 ¦ L-+---------+-------------------
Наименьшее отрицательное число --T---------T------------------¬ ¦1¦ 11...10 ¦ 1...1 ¦ L-+---------+-------------------
Положительная бесконечность --T---------T------------------¬ ¦0¦ 1...1 ¦ 0...0 ¦ L-+---------+-------------------
Отрицательная бесконечность --T---------T------------------¬ ¦1¦ 1...1 ¦ 0...0 ¦ L-+---------+-------------------
Нечисло --T---------T------------------¬ ¦1¦ 1...1 ¦ х...х ¦ L-+---------+-------------------
Неопределенность --T---------T------------------¬ ¦1¦ 1...1 ¦ 10...0 ¦ L-+---------+-------------------
Содержание раздела